Дать жизнь образам

Екатерина Григорьевна Борисова

Вторая мировая война, отставшая от нас на 70 лет, несомненно, стала самой большой болью 20 века многих и многих народов, но, несмотря на своё беспрецедентное историческое значение, она постепенно уходит из народной памяти.

Результаты Второй мировой определили послевоенную архитектуру мира, его новую форму, новый облик, и новые табу. Однако, процесс исторического развития неумолимо идёт вперёд, и, сегодня мы с горечью вынуждены признать, что не все уроки Второй мировой сегодняшним политическим истеблишментом  выучены и учтены, не удалось миру даже столь великой жертвой получить вечную прививку от «коричневой чумы» фашизма.

Россия, внёсшая решающий вклад в исход этой великой борьбы, в  полной мере осознаёт ключевое значение сохранения памяти о войне последующими поколениями и  необходимость осмысления того колоссального духовного опыта народов. Нашей стране выпала историческая роль  запечатления  в полной мере, сохранения, и культивирования образов той «Священной» для нас войны, её духовного посыла для будущих поколений. От того, как мы с этой ролью справимся, зависит и наше будущее, и облик «завтра» всего мира.

В стране делается немало для сохранения памяти о Великой Отечественной войне. Созданы мемориалы, памятники, музеи, отмечены города-герои и города воинской славы. Память о войне отражена в названиях площадей и улиц. Сложились традиции празднования Дня Победы, парада 1941 года, других знаменательных дат, заботы о ветеранах. Работают поисковые отряды. Издаются научные труды, мемуарные, документальные, справочные серии. Но, видимо, этого недостаточно.  Мы это видим уже сегодня по образу мыслей и поведению подрастающего поколения, для которых память о войне теряет сакральный смысл.

Более того, имеется место и вопиющим кощунственным деяниям, будь то лихая тряска подростковыми конечностями на фоне мемориалов Великой Отечественной (инцидент, произошедший в сентябре 2015 г. в г. Почепе), или известное всей стране переодевание брянским предпринимателем копчёных свиней в партизан. Упоминая о том, что наблюдали непосредственно в своём родном Брянске, к сожалению, констатируем, что подобные кощунства  не новы и для страны в целом.

Подобные инциденты говорят, что, видимо, мы что-то упускаем, что-то делаем не так. А может, попросту, проели советское наследие в части сохранения образа «Священной войны»,  и на его месте сейчас зияющая дыра. В неё залетает всё, что способна нанести либеральная пропаганда, всё приятное, вкусно пахнущее и комфортное, и не остаётся места для главного - для героического духа. Этот народный дух формировался во многовековой борьбе за отстаивание своей земли, за продолжение существования своих ценностей, за торжество справедливости .Закалила его, в том числе и в высокой степени, Великая Отечественная война.  Без него народ уже не может быть историческим субъектом. Поэтому, пока подобные инциденты  с памятью о войне для нас не стали нормой, нужно обратить тщательное внимание на мировоззренческую и этико-эстетическую роль образов Второй мировой войны, и приступить к их осмысленному введению в воспитательный процесс и в повседневную жизнь.

Вселить образ в народную почву. Война за идеалы нового поколения - вот новая стадия Великой Отечественной войны.

   Художественные образы Второй мировой  - это оружие воздействия на массовое сознание. Помните, как эффективно использовались во время войны плакаты противоборствующими сторонами? Это были не просто изображения с определенным содержанием, а «идеологические снаряды», они побуждали глубокие переживания,   безотказно воздействовали на умы, как будто сама Родина обращалась к своим чадам с бумажных разворотов. Для советских людей, возможно, и для большинства сегодняшних современников образ войны, образ Родины представлялся в образе женщины-Матери с известного всей стране изображения. Те уроки, что мы вынесли из Второй мировой, легко можно передать молодому поколению в визуальной форме, грамотно выбирая способ и место употребления этих образов. Так же и художественные произведения о войне, стихи поэтов-фронтовиков, фронтовые письма, песни помогают взглянуть со стороны, и связать свою индивидуальную жизнь с коллективной историей всего народа, помогают привлечь внимание, сохранить в памяти, дополнить теоретические знания яркими наглядными образами, заинтересовать процессом изучения тех времен, а это особенно важно в наш информационный век.

Задача - воспитание социально и нравственно активной личности, действующей во имя высших идеалов пусть даже в окружение далеко не идеальной действительности. Если говорить более широко, с точки зрения поддержания «героического духа», то образ Великой Отечественной помимо связи поколений ведёт за собой к осмыслению вневременного образа "подведения итогов", постоянному преодолению себя. Этой задаче должен быть подчинен государственный телевизионный экран, культурная политика, особенно кинематограф и театр, воспитательная работа в школе, с молодежью и в целом в своей созидательной

деятельности государству необходимо всегда учитывать формирующий мировоззрение фактор Второй мировой. Что такое "фактор Второй мировой " - отрезвляющий, связывающий с более чем тысячелетней судьбой народа, мобилизующий импульс.

"Фактор Второй мировой" присутствует в нашей жизни, но с каждым годом живые свидетели войны уходят, и поэтому что может сделать сегодняшнее поколение чтобы не дать угаснуть этому импульсу? Сделать образ этой «Священной войны» своим достоянием, своим сокровищем, беречь его и приобщать к нему новые поколения.

Логика развития истории требует и сейчас от нас готовности к значительным по своему значению общественным действиям, но логика современного человека стремится от этой ответственности отгородиться, или в большинстве своем её не замечать.

Личный идеал всё больше удаляется от передового общественного. Патриотизм, чувство ответственности за судьбу Отечества и за свои поступки, нравственная активность, способность во имя идеалов совершить героический поступок, подвиг, а если необходимо, то и отдать жизнь за общее дело для него ощущаются как оставшиеся в прошлом.  Говоря словами В. Астафьева, Великая Отечественная для него "другая война". Еще не чужая, но уже не своя. Поэтому внедрение образов, символов и смыслов Великой Отечественной ставит целью не только отражение нашего исторического опыта борьбы против врага, но скорее наше стремление к созданию нового, преображенного мира, достойного памяти наших предков.

 
 
 
 

Создание и поддержка сайта Doweb.pro

© 2011-2017 Изборский клуб. Все права защищены.

Яндекс.Метрика