Новый патриотизм: от слов к делу

 Автор: Виктор Гринкевич – депутат Брянской областной Думы, председатель Брянского отделения Общественной организации малого и среднего предпринимательства «ОПОРА РОССИИ», эксперт Брянского отделения Изборского клуба .

 

Одна из очевидных болезней нашего патриотического сообщества – бесконечные обсуждения и даже «забалтывание»  самых насущных проблем Отечества. Почти любого масштаба патриотическое собрание, если его не ограничивать, через час превращается сначала в подобие душевного разговора на кухне, через два – в шумный балаган с нулевым результатом. Проект будущего – экономический, политический, идеологический – безумно важен и нуждается в компетентном обсуждении, но зачастую дело не доходит даже до этого. Споры до покраснения продолжаются в основном о прошлом, а не о будущем.

Самый частый случай, когда идеологические оппоненты будто бы стараются переиграть заново итоги гражданской войны и добить тех своих конкурентов, которых не успели добить почти век назад. Споры эти, как правило, ничем не заканчиваются, но лишь приближают ту самую гражданскую войну вековой давности – уже в современных условиях. Это один из примеров того, как  «разговорный» патриотизм становится не только бесполезным, но даже вредным для Отечества.

На наш взгляд, для процветания России патриотизм должен переместиться из сферы бесконечных пустопорожних обсуждений – в сферу ежедневной профессиональной деятельности. Ведь трудно быть патриотом только на словах, обсуждать предпочтительные проекты развития, не ударив палец о палец, не занимаясь «на земле» конкретными полезными делами. В конце концов, говорить о проектах государственного масштаба имеет право человек, который смог обустроить свое домохозяйство, ответственно и грамотно выстроить свою профессиональную деятельность.

Именно таким по духу был советский патриотизм периода активного строительства и восстановления страны. Советская пресса без устали рассказывала об успехах в народном хозяйстве, о передовиках производства и новых заводах. У советского патриотизма были вполне ощутимые материальные плоды, а идеология подогревала деятельный энтузиазм советских граждан. В этом был секрет советского технологического прорыва, который вывел наше государство в мировые лидеры. Люди на пограничных постах, за операционным столом или у штурвала атомного ледокола чувствовали свое деятельное соучастие в судьбе огромной страны, и это чувство давало грандиозные силы самим строителям, а народу – зримые результаты своего труда.

Напротив, столичная «творческая интеллигенция», неспособная к труду и организованной хозяйственной деятельности, но лишь к кухонным разговорам и причитаниям, Советский Союз погубила. Точно так же было совсем недавно на Украине, когда толпы бездельников и лоботрясов приехали в Киев для участия в Евромайдане. В то же самое время Донбасс трудился, делом подтверждая свою заботу о едином тогда еще государстве.

Та же этика и в Православии. Вера без деятельного душепопечения о ближнем, то есть о соотечественниках, бесплодна и мертва. Деятельный патриотизм является не просто желательной нормой, но напрямую предписан в Писании. Так, Иаков вопрошает: «Если брат или сестра наги и не имеют дневного пропитания, а кто-нибудь из вас скажет им: „идите с миром, грейтесь и питайтесь“, но не даст им потребного для тела: что пользы?» (Иов 31:16—22). Чем может оправдать себя человек, не приложивший всех душевных и физических усилий для обустройства своего Отечества – для ближнего своего и самых родных людей?

Для возрождения в полной силе и крепости России необходимы не просто десятки и сотни деятельных патриотов-хозяйственников, которые вкладывают свои силы в просветительские проекты и благотворительные программы, но целостная трудовая этика для всего народа. Иначе нашу страну продолжит растаскивать по кускам, по офшорам и заграничным виллам безродное поколение ищущих скорой наживы хапуг из 90-х, которые в равной мере осели в госорганах и бизнес-сообществе.

Нам нужны не просто меры поощрения, но и наказания за самые вопиющие случаи халатного отношения к общему делу. В Советском Союзе за третью упавшую в море «Булаву» уже очистили бы весь профильный генералитет армии, а суровые личные наказания понесли бы сами сборщики и конструкторы. Ведь человек не просто плохо выполняет свою работу, а подрывает обороноспособность своей страны и сводит к нулю результаты чужого труда. К браку, недоработкам и халатному труду нужно относиться как к фактической диверсии против своего народа и государства. Чем выше должность, тем больше должна быть ответственность.

В конце концов, качественно разработанный и собранный отечественный автомобиль может быть предметом национальной гордости – доказательством, что мы можем. Чистые и ухоженные дворы – это такой же атрибут престижа государства, как полет в космос или первые места на Олимпиаде. Качественный российский сыр и лучше сельхозпродукты – повод для гордости всего народа. Значит, можем!

Порой полезно начать не с героических подвигов, на которые мы без сомнения всегда способны, а с педантичного отношения к чистоте улиц. Социологам широко известен прецедент, как удалось победить ужасный вандализм, граффити и мусор в нью-йоркском метро в середине 90-х. В американской подземке в одном только городе совершалось 6-7 убийств в сутки, вагоны снаружи и изнутри были сплошь покрыты граффити.

Новый руководитель метро начал исправно бороться с граффити. Вагоны добросовестно отмывали и чистили каждый день до тех пор, пока в них просто перестали рисовать и мусорить. Удивительным образом это помогло побороть преступность в подземке, которая вскоре практически сошла «на нет». Столь же оперативно и добросовестно начала работать полиция, которая стала систематически отлавливать на входе в метро безбилетников. День за днем, неделя за неделей – и в итоге транспортная система Нью-Йорка стала чуть ли не самым безопасным местом в Америке.

Возможно, Америка потому и стала великой мировой державой, что у граждан и руководства нашлась смелость начать борьбу за свое величие с самых маленьких и незначительных, казалось бы, дел? Может, именно упорная и настойчивая борьба за порядок и по-протестантски скрупулезное отношение к своей профессиональной деятельности и сделали США мировым лидером?

Зачем нам далеко ходить и ссылаться на американцев? Посмотрите, как до сих пор выстроены деревни старообрядцев, с какой этикой они подходили к своей хозяйственной деятельности, как относились к своему бизнесу! Каждый член старообрядческой общины ощущал личную ответственность – это ответственность перед Богом и людьми. Она была связана со спасением души, которое возможно только соборно, то есть в общине. Эти же установки перешли в деловую этику и воплотились в образе деятельного человека, которым двигали не власть, слава и деньги, а желание служить на благо Отечества и во славу Бога. «Все для дела – ничего для себя», — такова была позиция основателя династии Рябушинских.

Нет ли и здесь сходства с трудовой этикой отцов-основателей американского государства, призывавших к добросовестному и кропотливому труду? Известные 13 деловых принципов Бенджамина Франклина выросли из другой религиозной почвы, но очень напоминают старообрядческие.

Вне зависимости от своей религиозности русский человек – творец и герой, он с удовольствием готов облагораживать родное ему пространство: свой город, свою губернию, свою страну. Причем десятки настоящих патриотов уже сейчас делают это с подчеркнутой скромностью, нигде об этом специально не заявляя. Наше сознание – мобилизационное. Мы всегда готовы к труду и обороне, мы готовы сплотиться перед великими вызовами и опасностями. В этом нет никаких сомнений, но неужели нам нужно ждать социальных бедствий, войны и нападения орд врагов, чтобы доказать свой искренний патриотизм?

Сейчас, почти как после Великой Отечественной Войны, востребованы другие качества и эмоции – деятельный, сосредоточенный, повседневный патриотизм. Можно проявить эти чувства в единичном подвиге, но порой для нас важнее всю жизнь трудиться и созидать, собирать вокруг себя честных и работящих людей, ресурсы, побеждать в тяжелой конкурентной борьбе – и отвоевывать для России место под солнцем.

Уже сейчас есть все поводы гордиться нашим великим прошлым, писателями и поэтами, учеными и проповедниками, князьями и полководцами. Но сила государства в XXI веке измеряется иначе: наличием индустриальных и информационных технологий, навыками владения ими, способностью наладить работу государственного механизма, его экономических связей. В конце концов, нам жизненно необходимо организовать и обустроить свои города, социальное пространство, построить больницы, наладить качественную систему образования, коммунальное хозяйство и выпуск высококачественного продовольствия. Другими словами, нужно привести страну в такой образцовый порядок, чтобы наше могущество и величие имели вполне конкретное материальное воплощение, доказывать которое словами не было бы необходимости.

Порядок в стране – это не просто работа силовых ведомств, высокие зарплаты ответственным чиновникам и отсутствие препятствий для бизнеса. Порядок и процветание Родины – это результат устоявшейся этики отношений, в основе которых лежит деятельный патриотизм. Это чувство не похоже на эмоциональный героический порыв или созерцательное наблюдение за природой родного края. Деятельный патриотизм – это спокойная уверенность, сосредоточенность и приятное осознание перед сном, что сегодняшний день точно прошел не зря. Это налаженная работа на твоем заводе, убранные улицы в твоем районе города, без задержек работающий транспорт и вовремя приехавшая скорая помощь.

У деятельно патриотизма есть свои враги: безалаберность, безответственность, некачественная и без энтузиазма выполненная работа.

Все так же, как в отношениях между людьми. Любовь к женщине можно доказать красивыми цветами, подарками или даже жертвой, но для многих куда сложнее посвятить все свои порывы, всю свою жизнь одному человеку. Это и будет лучшим доказательством любви. Точно так же и с любовью к Родине. Лучшее доказательство – это преданное служение, обустройство и живой каждодневный вклад в процветание того общего дома, в котором будут жить наши дети, внуки и правнуки.

Поэтому стратегическая задача у нас одна – вдохновить народ таким светлым патриотизмом, который неразрывно связан с профессиональной деятельностью каждого жителя страны. Великое чувство народного единства – в кропотливом и ответственном труде на благо Родины.

Источник:  журнал «Изборский клуб» №1 (47), 2017.

Создание и поддержка сайта Doweb.pro

© 2011-2017 Изборский клуб. Все права защищены.

Яндекс.Метрика