Образование – государственный приоритет

Мы живём в переломную эпоху, когда идёт смена технологических укладов. Для того чтобы проводить стратегическое планирование развития тех или иных отраслей и сфер жизни общества, необходимо чётко понимать, куда идёт мир и что в нём будет востребовано завтра.

 Совокупность прорывных технологий будет коренным образом менять мир. К примеру, сегодня на стыке биоинженерных и информационных технологий компанией Microsoft начата разработка биологического компьютера. От того, в каком направлении будут развиваться эти технологии, будет зависеть не только развитие промышленности, техники, но и здоровье людей и их жизнедеятельность.

В этой связи на первый план выходят качество образования, создание новых образовательных программ в учебных заведениях и направлений исследований в науке, отвечающих современному вектору развития нашей цивилизации, необходимо определить приоритеты в развитии образования и науки. Новому министру образования и науки России Ольге Юрьевне Васильевой  предстоит сделать первые шаги в этом направлении и стать локомотивом назревших изменений.

Говоря об образовании и его влиянии на развитие общества и государства, хочется обратить внимание на советский опыт. Советская власть пришла в Россию с учебником, карандашом и бумагой и поставила перед собой задачу победить неграмотность. Борьба с безграмотностью через 10 лет привела к созданию советской инженерной школы, развитию авиации, машиностроения, а через 30 лет – к созданию советской школы ядерной физики (одной из лучших школ в мире) и к прорыву в космос.

Что мы наблюдаем в настоящий момент в нашем дошкольном образовании, средней и высшей школе? Мы наблюдаем ситуацию, которую можно уверенно назвать «демографической бомбой замедленного действия», и вот почему.

Святейший Патриарх Кирилл, выступая на пленарном заседании V Общецерковного съезда по социальному служению, касаясь темы рождаемости и борьбы с абортами, сказал следующее: «Как мы думаем возродить Россию при самом мизерном демографическом росте? Я часто слушаю дебаты в Правительстве, на других высоких форумах – чаще всего говорят об экономике, финансах. А я по простоте душевной задаю вопрос: а для кого экономика, финансы, если мы будем так сокращаться?».

Сразу оговорюсь, я за увеличение уровня рождаемости и снижение количества абортов. Но я предлагаю посмотреть на эту проблему с другой стороны, как раз со стороны образования и социальной сферы, а также экономики и финансов страны.

В связи со стабилизацией экономической ситуации в стране в начале 2000-х годов стала улучшаться и рождаемость. Увеличение доходов населения и государственная поддержка рождаемости путём выдачи материнского капитала привели к ее росту. Так, если в 2000 году коэффициент рождаемости на 1000 населения составлял 9%, то в 2013 уже 13,3 %,  – столько детей появлялось на свет в 1990 году до развала СССР.

Несмотря на то что достичь уровня последнего советского всплеска рождаемости 1986 – 1988 гг. не удалось (тогда коэффициент был равен 16%), всё же был зафиксирован естественный прирост населения России впервые с 1991 года. Кстати, повышательная волна рождаемости того периода была связана с положительными ожиданиями от политики Горбачева, люди ждали перемен к лучшему. Нынешний  же затяжной экономический кризис и отсутствие перспектив на скорый рост экономики, падение доходов населения однозначно негативно отразятся на рождаемости и уже привели к увеличению смертности. По итогам 2015 года смертность увеличилась на 12 тыс. человек. Происходит процесс сокращения количества граждан трудоспособного возраста.

В 90-х годах прошлого века многие детские сады и школы были бездумно переданы государственным и муниципальным организациям, а то и просто проданы коммерческим структурам.  Как следствие,  в 2000-х годах государство оказалось не готово к росту рождаемости. Родители столкнулись с очередями в детские сады, которые до сих пор существуют, не смотря на то, что часть детских садов были возвращены государством и стали выполнять свойственные им функции. Новые детские сады строятся в мизерных количествах, и это при том, что в стране возводится огромное количество жилья.

 Жилищное строительство стимулируется как государством, так и банками через различные ипотечные программы финансирования. Как правило, строительство ведут частные компании. За исключением некоторых регионов, государственные и муниципальные власти, выделяя землю под застройку, не обязывают застройщика вкладываться в социальную инфраструктуру. Так появляются микрорайоны, в которых нет детских садов и школ.

Мое детство и юность прошли в СССР. Ясли, детский сад и школа были в 5 минутах ходьбы от моего дома, а потому не рассказывайте мне об ужасах тоталитарного режима. Ни одно из детских дошкольных учреждений, в которые я когда-то ходил, сегодня не используется по прямому назначению, тогда как микрорайон пополнился десятком высотных многоквартирных домов. В то же самое время в микрорайоне ни одной новой школы построено не было.

Сегодня очереди на определение ребенка в детский сад не дают одному из родителей выйти на работу из отпуска по уходу за ребенком, а это создает финансовые трудности для семьи и, как следствие, ведет к социальному недовольству.

Смею предположить, что наши системы среднего и высшего образования также не готовы к увеличению количества учащихся, так как школы последние 25 лет мы тоже не строили. Более того, за эти годы по стране почти в два раза сократилось число школ, в первую очередь – за счет учебных заведений общеобразовательного уровня, расположенных в сельской местности.  В скором времени недостаточное количество школ приведет к учебе в две, а то и в три смены. Переполненность школ и, как следствие, неудобный график учебы скажется как на качестве образовательного процесса, так и на здоровье ребенка

Премьер-министр России Дмитрий Медведев распорядился выделить в текущем году 50 миллиардов рублей на ремонт старых и строительство новых школ. Развитие школ закреплено за регионами, но в связи с кризисом центром принято решение оказать в этом помощь. Планируется за 10 лет создать 6,5 млн. новых учебных мест. Эта мера действительно является неотложной. Остаётся надеяться, что принята она не поздно и будет реализована разумно.

Ввиду кризиса в экономике государственный бюджет будет дефицитным, вследствие чего уже сейчас началось сокращение бюджетных мест в ВУЗах, а также их укрупнение за счет слияния. Эта ситуация смутно мне напоминает ликвидацию детских садов в 1990- х годах, о чем я говорил выше. Обучение в региональном ВУЗе стоит сейчас от 60 000 руб. в год, в некоторых престижных московских и санкт-петербургских учебных заведениях в три, а то и в четыре раза дороже. Как правило, студент, который учится платно, не получает общежитие. Это  влечет дополнительные расходы на его содержание со стороны родителей и становится трудноразрешимой проблемой, учитывая, что доход среднестатистической российской семьи не превышает 40 тысяч рублей в месяц, и то при условии что семья – полная. В итоге возможность получения качественного образования для подавляющего большинства молодёжи становится всё менее реальной. Негативно сказывается и крайне низкий размер студенческих стипендий, особенно в региональных вузах.  Такая политика отсекает огромное количество выпускников школ от получения качественного образования.

Но главная проблема состоит в том, где будут в итоге работать выпускники. Новых предприятий мы тоже не построили, а советское наследие развалили и растащили. Экономика у нас  теперь сырьевая, мы продаем газ и нефть другим странам, а для обслуживания нефтегазовой отрасли много квалифицированного персонала не требуется. Целое поколение, получившее дипломы экономистов, юристов и психологов уже отрабатывает свои навыки в продажах «сковородок», «утюгов» и т.д., но для экономики и развития страны в этом пользы не много. Такая структура подготовки кадров в высшей школе стала одним из структурных ограничений нашего развития, так как, к примеру, оборонная промышленность, которая тянет за собой большой  сектор экономики, испытывает острый кадровый голод. Так же на сегодняшний день дефицит кадров испытывает сельское хозяйство, которое вследствие санкций, наложенных на Россию и ответных мер со стороны РФ, получило большой импульс развития. Возросшие производственно-сбытовые возможности сельхозпредприятий не покрываются кадровыми ресурсами. Зачастую агропромышленные фирмы вынуждены специально привозить работников из городских центров. Особенно нехватка квалифицированных кадров сказывается на предприятиях мясной и молочной промышленности, в первую очередь, недостаёт специалистов-технологов, что резко ограничивает возможности производить продукты на высоком технологическом уровне – сыры, колбасы, способные по качеству заместить на прилавках импортные аналоги. Поэтому я возвращаюсь к своему главному тезису – нужно определить приоритеты в подготовке кадров в системе высшего образования. Для этого на первый план должна выйти программа социально-экономического развития страны. Исходя из этой  программы уже будет определяться развитие системы среднего и высшего профессионального образования. Нужно выбрать приоритетные прорывные отрасли народного хозяйства, и готовить для них специалистов, отбирая талантливых юношей и девушек, в этой связи увеличить финансовую поддержку наиболее перспективных научных школ, пополняя их кадрами из студентов, аспирантов и т.д.

Сейчас руководством правительства муссируется тема повышения пенсионного возраста. Не надо тешить себя иллюзиями, что это только разговоры. У государства нет другого пути, кроме как увеличение пенсионного возраста, иначе налоговая нагрузка на молодёжь будет неподъёмной. Но с другой стороны, одним повышением пенсионного возраста проблему не решить, в стране должен быть уверенный экономический, а также демографический рост.

Отсюда следует, что снижение численности людей трудоспособного возраста ввиду высокого уровня смертности в этой группе в купе с ростом численности пенсионеров и детей приведет к сильному повышению социальной и налоговой нагрузки на молодёжь. К этому прибавится недоступность качественного образования, отсутствие возможностей для самореализации и работы по специальности.  Мы рискуем получить молодое поколение, которое, почувствовав на себе все промахи социальной политики в стране, просто откажется поддерживать это государство, а зарубежные НКО и спецслужбы им в этом помогут. Все «цветные революции» осуществлялись недовольной политикой государства молодёжью.

Система действий по оздоровлению социально-демографической структуры общества должна отвечать всей сумме вызвавшей в ней перекосы причин.

Что касается мер материальной поддержки рождаемости, то их недостаточно, нужен комплекс мер, чтобы население воспринимало их как существенную и последовательную помощь, а не как разовую и незначимую в масштабах жизни семьи выплату. Необходимо обеспечить достаточное количество детских садов, школ, доступность высшего образования, возможность найти работу по специальности. Особенно важна система работы социальных лифтов общества.  Мы много говорим о необходимости новой идеологии. Программа прорывного развития страны, концепция построения «государства будущего» может стать той самой объединяющей идеей, которая будет способна сплотить страну для рывка, как это произошло в советском обществе во времена индустриализации 20-х – 30-х  годов ХХ века.

Демографическое состояние в стране отражает её  цивилизационное положение в целом. Разрушение ценностных, социальных оснований государства и отсутствие привлекательного проекта будущего  неизбежно ухудшает демографическую ситуацию. Сложившуюся напряжённость в образовательной инфраструктуре необходимо разрешать не на региональном, а на федеральном уровне: покрывать потребность в детских садах, школах, бесплатных местах в вузах.

Изменения в системе образования должны быть направлены на стимулирование инноваций в науке. Необходим план согласованных действий образовательной и промышленно-структурной политики, в котором будут учитываться направления перспективных разработок, развитие производств и требуемые для них научные и производственные кадры.  Это позволит построить сбалансированную систему образования, науки и внести свой вклад в создание «будущего», которое рождается уже сегодня. Задачи образования, конечно, гораздо шире чисто экономических. Нельзя отводить на второй план культурную, воспитательную, познавательную и ряд других задач образования, которые формируют общество, определяют его интересы.

Образование – это национальный приоритет, и только при этом условии Россия будет суверенным и сильным государством, которое способно достойно ответить на угрозы и вызовы  современного мира. Здесь уместно вспомнить слова, произнесённые Иосифом Виссарионовичем Сталиным в 1931 году: «Мы отстали от передовых стран на 50–100 лет. Мы должны пробежать это расстояние в 10 лет. Либо мы это сделаем, либо нас сомнут». 

Автор:

Сергей Валерьевич Ушкалов

Постоянный член Изборского клуба,

Председатель Брянского регионального отделения Изборского клуба

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Создание и поддержка сайта Doweb.pro

© 2011-2017 Изборский клуб. Все права защищены.

Яндекс.Метрика