Империя, как форма русского мессианского сознания

Автор: В.А. Рыбаков

Вступив в XXI век, Россия вновь, как не  раз случалось в её  тысячелетней истории, стоит перед историческим выбором, который во многом будет определять дальнейший вектор развития страны. Выбор этот мучительный, противоречивый, не поддающийся только рациональному осмыслению рождается на наших глазах. Мистерия русской истории по прежнему «расщепляет» сознание и завораживает своей непредсказуемостью и динамичностью. Россия на распутье, и её выбор, очевидно,  определиться исходя из двух моделей развития. Двух политических матриц.  Об этом, кстати, очень откровенно и прямолинейно поведал известный  американский политолог и государственный деятель Збигнев Бжезинский. Этого человека трудно заподозрить в симпатиях к нашей стране, но и он признаёт тот факт, что: «  Россия может быть либо империей, либо демократией, но не тем и другим одновременно…».  

 

Российское государство, в последствие империя (начиная с Московского княжества 1263 года) просуществовала более шестисот  пятидесяти лет. Российская империя была третьим по площадииз когда-либо существовавших государств (после Британской  и Монгольской империи).   Были освоены огромные пространства, пусть и медленно, но развивалась экономика страны, строились города и заводы, создавался культурный пласт, значение которого признаётся во всем мире и сегодня. И все это происходило на фоне не прекращающейся агрессии, как со стороны Запада, так и Востока.

Некоторым образом сама жизнь поставила на Восточно-европейской равнине необычный эксперимент, предложила тест на выживание разным этнополитическим системам. Государства «Демократического выбора» (Польша, Новгород, Литва) – проиграли. Победила великокняжеская  Москва, а затем имперская Россия. В битве народов, в столкновении цивилизаций сейм, курултай и вече оказались менее удачными инструментами, чем самодержавный престол.

Да и Советский союз, по сути, представлял собой империю под красным флагом.  «Знамя Единой России фактически подняли большевики…» - констатировал один из организаторов и идеологов «белого» движения, русский политический деятель – Василий Шульгин. 

Опыт т.н.  «демократической»  России крайне не убедителен и  плачевен. Февральская революция закончилась «красным» Октябрем, разрухой и гражданской войной. Август 1991 года, стал предвестником распада государства, межнациональных  конфликтов, экономического коллапса, обострением социальных и демографических проблем. Кроме того, современная  «западная»  демократия, как система ценностей, является для нашей страны, во многом, чужеродным  элементом, совершенно не адаптированным к российским  реалиям. ( чего стоят одни только «гей – парады» и однополые браки)

Однако по территориальному положению и по национальному составу Россия совмещает в себе Европу и Азию. Не случайно ее называли Евразией или Срединным миром, подчеркивая ее промежуточное положение между Западом и Востоком.

Вопросы «Кто мы?», «В каком направлении идет развитие России?», «Подходит ли нам западные стандарты демократии?»  имели и до сих пор имеют дискуссионный характер. Одни историки видели в России часть Европы, хотя отмечали, что она развивается более медленно. Другие решительно разъединяли ее с Европой, утверждая, что это самобытная цивилизация, у которой есть свой собственный исторический путь. (Например, русский философ Николай Бердяев был уверен в том, что - «Россия – это христианский Восток»).

Таким образом,  сегодня наша страна очень сильно напоминает былинного богатыря с полотна известного художника Васнецова – «Витязь на распутье».  Так куда несёт нас рок событий?

 

Не будет преувеличением сказать, что ещё древняя Русь отстаивала свою самобытность и православную идентичность и даже исключительность (Москва – третий Рим, теория монаха Филофея ) перед лицом католического  Запада, а позже и СССР противостоял все тем же силам, только как авангард «нового мира» (мирового социализма), как «советская цивилизация» против «капиталистической цивилизации».  Во всем этом читается мессианское миропонимание, которое пронизывает все русскую действительность.  В глазах русских людей их страна становилась Святой Русью избранным народом, новым Израилем.

Между прочим, когда мы говорим «Святая Русь», мы имеем в виду совершенно конкретную идею: идею доминанты духовного над материальным, идею доминанты высокого нравственного идеала.  И такое мироощущение во многом сохранилось и до сегодняшних дней.  Мы продолжаем упорный поиск «высшего предназначения» русского народа, русской цивилизации.

Мироощущение русского народа отвергало западноевропейское понятие развития как преимущественно научно-технического прогресс, постоянное  наращивание материальных благ, обладания все большим количеством вещей, перерастающего в настоящую гонку потребления. Этому понятию русское миропонимание противопоставляло идею совершенствования души, преображения жизни через преодоление греховной природы человека.

Можно выделить некоторые  стержневые основы  «русского мира» среди них:

соборность (целостность, народной, общественной, и государственной жизни),

жертвенность, самоотдача и альтруизм;

вера - как главная опора характера русского народа;

державность, государственность (государство как ценность).

содержательное мессианство (бытие ради реализации замысла Бога);

Тема русского мессианства, как мировоззренческая проблема, нашла широкое отражение в современной гуманитарной жизни. Один из разработчиков данной доктрины писатель и общественный деятель Александр Проханов  считает что, мессианство русских проявлялось и в создании империй. По Проханову их создано четыре и сегодня появилась надежда на появление пятой. Первая восходит к Киевско-Новгородской Руси. В XIII веке её поглотила Золотая Орда, («Русь сгинула под копытами татарской конницы») в недрах которой, в свою очередь, к середине XV века зародилось Московское царство, объединившее территории от Смоленска до Урала. Оно распалось в Смутное время. Затем возникла третья, Петербургская, империя Романовых, с которой связан золотой век расцвета  русской культуры. Она погибла в начале ХХ века. Четвёртую — Красную империю — создал Сталин, она победила фашизм. Но в 1991 году «красный проект» канул в лету.  "Сегодня, - пишет Проханов, - Русская цивилизация облекается в ризы Пятой империи, сохраняет свой космический смысл..."  

Стоит отметить, что похожую точку зрения в первой половине прошлого столетия высказывал и русский философ Николай Бердяев: « В русской истории есть уже пять периодов, которые дают разные образы. Есть Россия киевская, Россия времен татарского ига, Россия московская, Россия петровская и Россия советская. И возможно, что будет еще новая Россия.»  

Таким образом,  прослеживается четкая корреляция между сакральным мессианским мироощущением русского этноса и формой реализации государственного устройства  в формате имперского проекта. В данном случаи традиционное (мессианское) сознание явно определяет бытие (форму государственности), по всей видимости, этот  генетический код русского народа, будет превалировать  на протяжении длительного времени.  Подтверждений, того какие глубокие корни имеет имперское начало в  современной  России предостаточно.  Всем кто хоть немного интересуется текущей политической обстановкой памятны слова  Владимира Путина  когда он назвал  распад СССР (четвёртая империя по Проханову) - "крупнейшей геополитической катастрофой века".  И ведь это не просто оценка события, это образ мышления, идеологический штамп сохранившегося имперского образа.  

Отечественные и западные либеральные деятели до сих пор не могут простить Путину этого откровения, насквозь пропитанного тоской по «разорванной» имперской традиции. 

Мистическим образом и само понятие «классической»  демократии, попадая на почву русской действительности, гипертрофируется и приобретает национальную специфику.  К примеру,  22 февраля 2006 года в программной речи перед партийным активом Единой России, тогдашний «идеолог» кремля – Вячеслав Сурков заявил, что России необходима «Суверенная демократия»  и что это: «Образ политической жизни общества, при котором власти, их органы и действия выбираются, формируются и направляются исключительно российской нацией…..»  В этом тезисе ключевым смыслом  является  понятие  демократии как продукт,  адаптированный к российской ментальности, выращенный на  российской почве, и, следовательно, пропитанный русским мессианством.  Т.о. «суверенная демократия» - это продолжение все того же имперского  кода русского народа, неистребимого на протяжении исторического развития России.

 

В заключении, хочу ещё раз сформулировать тезис много раз, звучавший выше:  имперскость – это родовая черта  России, это выбор диктуется нашим мессианским мироощущением, доставшимся нам со времён князя Владимира и мистическим духом восточного христианства, воплощенный в форме имперского государства. Мессианская идея, возможно, является, потерянной национальной идеей России, которая уже  казалось бы, утратившая в настоящее время идеологическую и политическую ценность, может рассматриваться в качестве фундаментальной  структуры не только традиционного, но и современного мышления российского суперэтноса. 

Создание и поддержка сайта Doweb.pro

© 2011-2017 Изборский клуб. Все права защищены.

Яндекс.Метрика