КОГДА «РУССКИЙ МИР» ДЕЙСТВИТЕЛЬНО ЗАРАБОТАЕТАвтор: Швырков А.И. кандидат философских наук, эксперт Брянского регионального отделения Изборского клуба
Термин «Русский мир» с одной стороны обозначает некую теоретическую концепцию, а с другой – совокупность конкретных людей из плоти и крови, людей с вполне определенными материальными потребностями. Поэтому в своей статье я хочу осветить два аспекта, связанных с так понимаемым Русским миром: один теоретический, а другой – практический, так сказать, материальный. Начну с теоретического. Можно, вероятно, считать, что к настоящему времени культурная составляющая концепции Русского мира вполне разработана. По крайней мере, она разработана настолько, чтобы можно было апеллировать к этой концепции в политической деятельности, чтобы можно было выстраивать на ее основе вполне структурированный, непротиворечивый политический дискурс. В то же время очевидно, что идеология Русского мира носит достаточно ограниченный характер, является, так сказать, региональной (в отличие от либерализма, коммунизма и т.п.). Она может «работать» только в отношении людей, которые являются носителями русского языка, каким-либо образом связывают себя с Россией, русской культурой и т.п. Конечно, таких людей немало (как утверждают, до 300 млн.), однако потенциал расширения Русского мира за границы этого «контингента», является довольно ограниченным1. Тем не менее, несмотря на ее, этой идеологии, изначальную ограниченность, региональность, существует необходимость в соотнесении ее с «мировыми» идеологиями, такими, как коммунизм, либерализм, фашизм и т.п. Обусловлена эта необходимость именно всемирным характером этих идеологий, тем, что они «покрывают» (или могут покрывать) любую часть планеты, любой человеческий «контингент». В какой мере идеология Русского мира противоречит той или иной из этих идеологий, в какой сосуществует, в какой дополняет (конкретизирует, развивает и т.д.)? Эти вопросы требуют прояснения. В силу сложившейся мировой конъюнктуры эта задача особенно актуальна в отношении либерализма, либеральной демократии. Думаю, что огульно отрицать либеральные и демократические ценности с позиций Русского мира неправильно. Несмотря на то, как соответствующие концепции используются Западом, и либерализм, и теория демократии – это, бесспорно, ценнейшее достояние человечества. В разработку идей, их составляющих, внесли свой вклад величайшие умы. Поэтому выстраивание отношений с этими идеологиями должно вестись предельно осторожно и взвешенно – прежде всего для того, чтобы не оттолкнуть русскоязычную молодежь (особенно живущую не в России), для которой идеи либерализма и демократии уже давно стали неотъемлемыми элементами мировоззрения. Даже если мы уверены (чаще всего, имея для этого все основания), что под прикрытием этих идей западные олигархии осуществляют «ползучую колонизацию», ведут информационные и прочие войны (в том числе и против Русского мира), прямая атака на них (т.е., идеи демократии и либерализма), скорее всего ни к чему хорошему не приведет. В том числе и для самого Русского мира. Возможно, здесь пригодится так называемое «политическое айкидо», то есть прием, суть которого в том, чтобы сначала подстроиться под идеологическое влияние оппонента, а затем мягко и ненавязчиво перехватить идеологическую инициативу. Помню, несколько лет назад, еще до Майдана, я предлагал украинской Партии Регионов сделать нечто подобное по отношению к идеологии украинского национализма. Что правда, ничего из мной предложенного сделано не было. Не стану утверждать, что именно это явилось причиной краха упомянутой партии и В. Януковича, однако пренебрежение идеологическими вопросами, несомненно, этот крах приблизило. В случае Русского мира важно не повторить подобную ошибку и правильно выстроить отношения с упомянутыми идеологиями. Как известно, айкидо как боевое искусство рассчитано на применение в том случае, когда противник существенно превосходит тебя по силовым показателям. Скажу больше, пожалуй, эффективность применения айкидо увеличивается с увеличением силы и массы противника – если, конечно, ты мастер. Сегодня Запад по своим ресурсам, очевидно, существенно превосходит Россию, поэтому применение политического айкидо будет вполне разумной стратегией. И раз уж речь зашла о ресурсах, самое время обратиться к материальному аспекту в продвижении идеологии Русского мира – как я и обещал в начале статьи. Как я уже говорил выше, концепция Русского мира в настоящее время уже развита достаточно, чтобы обеспечить словами того, кто ее придерживается (разумеется, с некоторыми ограничениями, очевидным образом следующими из сказанного о соотношении данной концепции и мировых идеологий). Поэтому именно материальные ресурсы должны сегодня выйти не передний план. Однако термин «материальные ресурсы» следует понимать в расширенном смысле. Что это за расширенный смысл, станет ясно из следующего примера. 50 лет назад советская коммунистическая идеология и американская идеология либеральной демократии широко шагали по поверхности планеты (сегодня продолжает шагать только американская). И та, и другая идеология были хорошо разработаны, охватывали почти все аспекты жизни общества. Однако, кроме этих идеологий, и та, и другая страна представляли (а США до сих пор представляет) мощнейшие экономики, военно-промышленные комплексы, системы образования и науки. Именно поэтому, во-первых, на продвижение соответствующих идеологий были (у США – до сих пор есть) деньги – например, на издание литературы, производство фильмов, передач, проведение конференций и проч., и, во-вторых, каждая из идеологий однозначно ассоциировалась с этой самой экономической/военной/научно-образовательной мощью. При этом еще неизвестно, что больше работало на распространение и укрепление данных идеологий – собственно пропагандистские средства (пусть и дорогостоящие), или же именно упомянутая ассоциация. Почему-то мне кажется, что все-таки второе. Возможно потому, что создать исправно работающую экономику, ВПК, науку и проч. значительно труднее, чем некую идеологическую концепцию, а значит и силы, такую экономику создавшие, оцениваются как более серьезные, чем те, что занимаются только лишь созданием и продвижением идеологии. Последняя фраза позволяет увидеть главную проблему, стоящую сегодня перед идеологией Русского мира. Суть ее в том, что она, эта идеология – это всего лишь идеология. Конечно, она достаточно четко ассоциируется с неким культурным, историческим багажом (или, как сейчас принято говорить, «кодом»), возможно, отчасти с военной силой. Однако она, к сожалению, пока не ассоциируется с экономической мощью, мощью науки и т.п. Поэтому и не производит особого впечатления даже на тех людей, которые в культурном плане ощущают себя принадлежащими к Русскому миру. Вывод из сказанного прост: настоящая, действительно эффективная пропаганда Русского мира (а значит, и его победное шествие если не по планете, то, по крайней мере, по территории бывшего Советского Союза) должна начинаться не столько с усложнения и совершенствования соответствующей идеологической концепции и средств ее «доставки», а с планомерной, серьезной, взаправдашней работы по возрождению экономической мощи России, развития ее «человеческого капитала», социальной, образовательной, научной сферы. То есть, работы по созданию России, которая действительно станет образцом для подражания. И тогда, возможно, Русскому миру другая «реклама» просто не понадобится.
1Конечно, можно рассматривать Россию в качестве Катехона, а русский народ – как народ-богоносец, то есть, мыслить их в мировом контексте, однако француз, немец или китаец останется, скорее всего, равнодушным по отношению к тем идеям, на которых зиждется соответствующая концепция и уж точно не станет причислять себя к Русскому миру. |