ИНСТИТУТ РУССКОГО МИРА

Автор: Швырков А.И. кандидат философских наук, эксперт Брянского регионального представительства Изборского клуба

 

Концепция Русского мира в настоящее время является одной из концепций, на которых базируется идеология Российского государства. Однако для того чтобы действительно быть эффективной, идеология должна постоянно развиваться, совершенствоваться, так или иначе затрагивать все больше различных вопросов и сфер. Для того же чтобы она развивалась, должна развиваться теоретическая база идеологии. Попросту говоря, должны создаваться научные теории, которые потом можно будет адаптировать для идеологических целей. В случае Русского мира это означает, что должны, так сказать, «на промышленной основе» создаваться теории, трактующие вопросы места России, русского языка, русской культуры в мире, их значения, историю взаимодействия русских с другими славянскими народами, вопросы столкновения Русского мира с другими цивилизациями и проч. Естественно, круг исследуемых проблем должен все время расширяться, охватывая все новые и новые области.

Однако столь масштабная работа предполагает некие формально-административные меры, предполагает некую инфраструктуру. Кто-то мог бы заметить, что организации наподобие Изборского клуба, других общественных организаций патриотического плана как раз и обеспечиваю подобную инфраструктуру. В корне с этим не согласен. При всех достоинствах подобного формата (клуб) и всех несомненных достижениях Изборского клуба, и он, и другие подобные организации гораздо лучше приспособлены для того чтобы служить проводниками, трансляторами тех или иных теорий (в том числе идей Русского мира), но не собственно для их, теорий, выработки. Хотя бы потому, что разработка теорий – дело долгое, кропотливое и, главное, требующее оплаты. То есть, для людей, которые разрабатывают теории, подобная деятельность должна быть работой. Понятно, что система клубов, основная форма деятельности которых – это проведение конференций и круглых столов, подобная деятельность является неподъемной. Да и вообще, они не для этого предназначены.

Таким образом, я выступаю за создание отдельного научно-исследовательского института, который можно было бы назвать «Институтом исследования Русского мира» или просто «Институтом Русского мира», и который бы имел своей главной целью разработку соответствующих теорий.

К работе такого института должны быть подключены ученые из разных сфер – прежде всего, разумеется, историки, философы, филологи и проч.

Следует подчеркнуть, что на самом деле в сформулированном предложении нет ничего особенно новаторского и исторически не опробованного. Как известно, в Советском Союзе существовал Институт марксизма-ленинизма, в Западной Европе и США существовали и существуют специальные научные центры, основная деятельность которых состоит в разработке теории демократии (во многом выполняющей для западных обществ ту же функцию, что марксизм выполнял для общества советского).

То есть, вопрос в том, чтобы просто создать в России хорошо опробованную структуру, призванную разрабатывать и продвигать идеологические концепции. Или, точнее, дополнить уже существующую структуру неким единым научно-исследовательским центром, который бы на постоянной основе «поставлял материал» для уже имеющейся сети общественных организаций типа Изборского клуба.

В этой связи следует заметить, что Изборский клуб и другие подобные организации могли бы выступить в качестве своеобразных рекрутинговых центров, осуществляющих первичный отбор кадров для работы в таком институте.

Кто-то мог бы спросить, почему бы просто не «раскидать» соответствующее «техническое задание» по уже существующим научным структурам (например, подчиненным Российской академии наук) в качестве, так сказать, госзаказа российским ученым. В принципе, такой вариант возможен. Однако такая организация работы, на мой взгляд, не даст того кумулятивного эффекта, который даст создание специальной структуры.

Думаю, на первых порах вполне хватить только одного такого института (даже без филиалов), поскольку, как я уже писал в своей предыдущей статье («Когда Русский мир действительно заработает»), идеология Русского мира является идеологией региональной (а не общемировой, как, например, коммунизм или либерализм), и для ее разработки нет смысла создавать «фундаментальную» структуру.

Следует так же отметить, что Институт Русского мира совсем не обязательно должен быть государственным, или, точнее, только лишь государственным. Полагаю, что среди представителей российского бизнеса сегодня найдется достаточно желающих (и имеющих возможность) поучаствовать в его фондировании и финансировании.

Создание и поддержка сайта Doweb.pro

© 2011-2017 Изборский клуб. Все права защищены.

Яндекс.Метрика