Значение исторического опыта в улучшении качества жизни население регионов России (на примере Мальцовского промышленного округа)

 

Л.И. Захарова, к.и.н. кафедры

«Философия, история и социология» БГТУ

 

В последнее время все чаще говорят об уровне и качестве жизни населения России. Так, Конституция Российской Федерации (п.1. ст. 7) гласит: «Российская Федерация – социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека» [1].

Правительством Российской Федерации в области социального и экономического развития обозначены цели и приоритеты данного вопроса «Основными направлениями деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2018 года» (разработаны в соответствии с Федеральным конституционным законом «О Правительстве Российской Федерации», направлены на реализацию указов Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 596–606 и Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации 2012 года.), где указано, что «Правительству Российской Федерации предстоит обеспечить устойчивое и динамичное повышение качества жизни россиян, решение демографических, социальных и экологических задач, надежное обеспечение национальной безопасности» [2].

12 декабря 2013 года Президент Российской Федерации В.В. Путин, обращаясь в своем Послании к Федеральному Собранию Российской Федерации, отметил, что необходимо предоставить всем людям реальные возможности «принимать участие в управлении своим посёлком или городом, в решении повседневных вопросов, которые на самом деле определяют качество жизни» [3].

Таким образом, необходимо понимать, что именно качество жизни человека является основным показателем социально-экономического развития страны.

На современном периоде эта проблема приобрела объемный и сложный характер, включая в себя проблематику целей и ценностей как общества, так и отдельного человека. Сегодня, когда проблема качества жизни людей – одна из наиболее обсуждаемых и в научных кругах, и в общественно-политических СМИ, возросла качества жизни населения российских городов от экономического развития регионов.

В последнее время мы все время слышим разговоры о том, как изменить экономическую ситуацию в стране в связи с экономическими санкциями. Начинается поиск решений, попытки применить опыт того или иного региона, где вроде бы есть положительные результаты. И хорошо, если это российский регион, а иногда пытаются применить опыт других стран. Начинают вкладывать денежные средства в различные заимствованные программы, а затем быстро их сворачивают, потому что этот опыт не применим. И никто не говорит о том, что прежде, чем внедрять что-то, необходимо исследовать, а как этот регион развивался раньше, допустим, 100 – 150 лет назад. Ведь Россия огромная страна и каждый регион – это территория со своей исторически сложившейся специфической инфраструктурой и в каждом регионе был положительный опыт развития экономических и социальных условий.

Рис 1. С.И.Мальцов

В связи с этим интересным представляется опыт предпринимателя С.И. Мальцова (рис. 1), создавшего систему управления в промышленном регионе, принадлежащем ему, которая соединила в себе передовое производство и развитие социальных условий для достижения и получения большей прибыли, а также сыграла в развитии индустриализации региона и России в целом особую роль. На примере деятельности С.И. Мальцова, занимающегося промышленным предпринимательством, можно проследить, как изменялось предпринимательское поведение в зависимости от того или иного периода в истории страны, как складывалась его деятельность в различных сферах общественной жизни. Можно с уверенностью сказать, что С.И. Мальцов сыграл особую роль в развитии экономической, социокультурной, а также общественно-политической жизни России в XIX веке. Благодаря ему промышленность трех губерний – Орловской, Калужской, Смоленской (далее Мальцовский промышленный район) – сделала большой шаг вперед. До сих пор на Брянщине функционируют предприятия, входившие в Мальцовский округ [4].

С.И. Мальцов знал несколько языков (русский, французский и немецкий), а также математику, историю, географию, фортификацию, артиллерию, военный слог и военное судопроизводство. Уже по этому списку можно увидеть, что это был очень образованный человек. Находясь на службе у принца Ольденбургского, он готовил необходимые документы в правительство, следил за их исполнением, присутствовал при встречах с влиятельными сановниками. Это дало возможность С.И. Мальцову ознакомиться с жизнью правящей элиты и, с другой стороны, бывать на заводах и фабриках отца, понять организацию промышленного производства, узнать социальные проблемы работающих, оказывать отцу помощь, понять важность развития производства и социальной среды, а в 1841 г. взяться за выпуск первых рельсов в России.

В 1849 году Сергей Иванович, из-за невозможности соединять военную службу с предпринимательской деятельностью, вышел в отставку в чине ге­нерал-майора и сосредоточился на управлении предприятиями. Примерно через год после этого Иван Акимович объявил о своем полном отходе от дел. В результате все владения семьи, в которые, кроме заводов и фабрик, входили земли в Орловской, Тульской, Калужской и Смоленской губерниях с 2 тыся­чами душ крестьян, фактически стали собственностью Сергея Ивановича.

Вскоре Мальцов обратил внимание на то, что в быт дворянства, мещан и рабочих все шире входит чаепитие, а от продажи чайной посуды неимоверно богатели тверские, гжельские и дулевские предприниматели. Сергей Иванович вывез из Франции и Бельгии инженеров, специалистов по стеклу, хрусталю и чугуну, перепрофилировал, приобрел и построил заново многие заводы (рис. 2) [4].

Таким образом, район, принадлежавший С.И. Мальцову, начинает постепенно обосабливаться, чтобы замкнуться только на внутреннем производстве. 

 

                                 Рис. 2. Вид на стекольную фабрику в Дятьково

Благодаря таким действиям в Мальцовском промышленном регионе начинает складываться особая для России того времени культура производства и жизнедеятельности, выражавшаяся не только в чисто производственно-экономических характеристиках (хорошая техническая оснащенность, довольно высокая рентабельность производства, разнообразие ассортимента и высокое качество продукции и т.п.), но и в особой социальной атмосфере, принципиально новых способах организации рабочей силы (стимулирование трудовых отношений и иное создание заинтересованности рабочих в результатах своей деятельности, чем в других промышленных регионах XIX в.).

В семидесятых годах XIX века в деятельности мальцовских заводов произошел крупный и роковой для них перелом. Главным поводом была постройка целой сети железных дорог в России – возникла необходимость во всякого рода железнодорожных принадлежностях. Правительство выразило желание, чтобы железнодорожные принадлежности по возможности изготовлялись в России. С.И. Мальцов, поддерживая отечественное производство, горячо откликнулся на этот призыв. Началось переоснащение производства, закупалось дорогостоящее оборудование.

Но тут вмешалось Министерство путей сообщения России. Возглавивший его граф В.А. Бобринский изменил направление усилий с отечественных разработок в железнодорожно-строительном производстве на закупки продукции иностранного производства, против чего всегда выступал С.И. Мальцов. Все перечисленные обстоятельства создали боль­шие трудности для производства и, в конечном счете, привели к тому, что в конце XIX века предприятия С.И. Мальцова пришли к состоянию банкротства. Как это похоже на современную ситуацию.

Если говорить о социальной политике С.И. Мальцова, то мероприятия в этой сфере были довольно широки. Особое место в развитии Мальцовского округа занимало отношение предпринимателя к рабочим – непосредственным производителям продукции, от отношения которых к работе прямо зависело материальное благосостояние.

О том, что Мальцов это понимал, свидетельствуют мероприятия, направленные на создание благоприятных условий труда и быта даже при довольно жестком прикреплении заводского населения к предприятию. Поэтому такая система взаимоотношений и предполагала определенную долю взаимовыгодности интересов заводовладельца и рабочего.

Направленность социальных мероприятий была осознанной, так как заводовладелец понимал, что необходимо создать приемлемые условия жизни для рабочих и их семей. Это в конечном итоге позволит материально заинтересовать рабочих и поднять производство на более высокий уровень, а также сохранять социальную стабильность в промышленном хозяйстве.

Мероприятия, формирующие социальную инфраструктуру в промышленном регионе, проводимые Мальцовым, были довольно широки, что для тогдашней России было новым явлением.

На средства предпринимателя для мастеровых возводились дома городского типа, поощрялось и самостоятельное строительство жилья на льготных условиях, что также определило выбор рабочих в пользу завода. Вместо усадеб­ной или надельной земли они получили от завода небольшие участки под са­ды и огороды, вместо собственных изб – заводские дома или казармы.

Для заводских мастеров возводились одно- и двухэтажные каменные и деревянные дома городского типа, в которых могли проживать несколько семей.

Если рабо­чие строили себе дома самостоятельно, им выдавались лес и другие материалы, часто в рассрочку. Нередко оставшиеся после строительства долги, доходившие порой до 300 рублей, списывались.

Чернорабо­чие обычно жили в специальных избах и казармах, построенных практиче­ски около каждого завода [5, с. 39].

Таким образом, при решении жилищной проблемы осуществлялся дифференцированный подход. Жилье привязывало рабочих к производству, заставляло соблюдать дисциплину и качественно работать, то есть повышало производительность труда, а заводовладелец выглядел благодетелем.

Немаловажной составляющей социального патернализма С.И. Мальцова была за­бота о благосостоянии заводского населения. С целью оказания помощи детям, старцам, вдовам, сиротам и больным, проживавшим на территории заводских поселений, была создана система общественного призрения. Для одиноких и престарелых людей устраивались богадельни, для нетрудоспо­собных мастеровых, вдов, сирот устанавливались пенсии.

Еще один немаловажный факт: в списке получающих пенсию в основном женщины-вдовы. Это еще раз свидетельствует о том, что производство было опасным и вредным для здоровья рабочих. Каждая вдова получала не только содержание, при необходимости для нее строился дом. Сироты также получали пенсии, что свидетельствует о развитой социальной помощи проживающему в районе населению.

Необходимо также отметить, что С.И. Мальцов большое внимание уделял укреплению традиционной духовной составляющей своего населения.

Это выражалось, например, в строительстве храмов. Так, в Дятьково, Людиново, Любохне, Песочне, Радице были воздвигнуты храмы. В 1881 году самостоятельный приход открылся в поселке Ивот [5, с. 155 - 156].

В религиозные праздники рабочие отдыхали. Например, были найдены данные: «Мировой Посредник Бибиков повесткою Людиновской конторы просил выслать на 31 Марта 1865 года поверенного для разбора жалобы каких-то уполномоченных мастеровых Людиновского и Сукремльского Общества о неоправданном будто бы способе отпуска им провианта из заводских магазинов.

Людиновская контора уведомила его, что на 31 Марта выслать поверенного не сможет, так как в этот день, т.е. Страстную Среду, служащие в Конторе лица приготовляются к принятию Святых Тайн, и Контора не вправе отвлекать их от исполнения христианской обязанности» [7, оп. 1, д. 417, л. 51].

В своем духовном завещании С.И. Мальцов писал: «На поддержание храмов, кои я посещал вместе в трудившимися со мною, завещаю Дятьковскому, Людиновскому, Сукремельскому, Любохонскому, Сергиево-Радицкому, Пелгемскому каждому в собственность деньгами  по тысяче рублей. Ивотскому, Чернятинскому, Слободищенскому, Пукачовскому, Стеклянно-Радицкому, Любомскому, Улемскому, Курганскому, Полетскому, Букольскому, Маклоковскому и Белобережской и Оптинской пустыням каждому по пятьсот рублей в собственность деньгами, тоже Алупской пятьсот рублей деньгами в собственность» [8, ф. 1291, оп. 71, д. 430 а, л. 4 – 5].

Конечно, тяжелые условия труда очень вредно воздействовали на здоровье рабочих, приводя к частым заболеваниям. Это вынуждало заводовладельца выделять средства на оказание медицинской помощи населению. Постепенно возникла система медицинского обслуживания для рабочих Мальцовского промышленного округа.

В свои больницы отставной генерал приглашал хороших врачей. Например, здесь начинал свой трудовой путь один из основоположников российской гигиенической науки П.А. Доброславин.

Приведем отчет за 1884 год заведующего Людиновским врачебным округом врача М. Виноградова (табл. 1, 2) [9, , оп. 1, д.7, л. 4].

Таблица 1

Количественное содержание больниц

Больница

Кол-во чел.

Кол-во дней

Кол-во рецептов (шт.)

лечилось в больнице

приходящих больных

Людиновская

584

18642

13684

44364

Песоченская

322

4223

8235

14324

Хатьковская

1

1341

-

-

Таблица 2

Расходы на содержание персонала и больниц

Больница

Статья

Стоимость (руб.)

Людиновская

Содержание больных

19,12 в день

Всего 2616,22

Содержание приходящих больных

302,90

Содержание двух фельдшеров, кастелянши и дежурного (4 чел.)

90 руб. в год на чел.

Всего 360

Чай, сахар, булки фельдшера

227,62

Освещение

182,55

Отопление и истопник

352,65

Жалование и квартирование дворников и медицинского персонала

4415

Жалование и содержание трех сиделок, 4 сторожей и повара

844,20

Содержание лошадей и кучера (2 врачу, 1 фельдшеру, акушерке)

1273

Расходы на медикаменты

3105,48

Дрова, освещение, отопление и овощи персонала

300 (приблизительно)

Другие мелкие расходы по больнице

200 (приблизительно)

Итого

14511,81

Песоченская

Содержание больных

1063,42

Жалование персоналу

1410

Жалование и содержание прислуги

406,80

Расходы на медикаменты

1298,40

Итого

4178,29

Хатьковская

Содержание больных

4,68

Содержание медицинского персонала

302

Расходы на медикаменты

226,99

Итого

533,64

Всего

19223,74

       

Заметим, что это время, когда промышленный округ находился в кризисном положении. А если сравнивать медицинское обслуживание Мальцовского округа с уральсикми заводами, увидим большую разницу. Так, На Кыштымский и Каслинский заводы был один лекарь. Владельцы заводов считали излишним тратить деньги на медицинскую помощь мастеровым. Медикаменты они держали в конторе под крепким замком и выдавали их только по «надежной записке» [10, с. 99]. На кыштымских заводах и рудниках из 10 - 12 тыс. рабочих лежало в больницах 267 и 434 - на дому. Общее же число заболеваний составило 16 474 случая [11, оп. 1, д. 152, л. 25-26.

Конечно же, нельзя не затронуть отношение С.И. Мальцова к вопросам образования. Современные проблемы образовательной политики в России стали весьма актуальны для экономического развития, и в частности для развития промышленности. Обращение к истории данного вопроса поможет не только знать какие-то аспекты образовательной деятельности в конкретном регионе, но и учитывать исторический опыт в современной образовательной политике.

В своем завещании С.И. Мальцов писал: «Распределить таким образом часть моих денег, остальные и могущие после моей смерти суммы все завещаю в собственность тем волостям Орловской губернии Брянского уезда, Калужской губернии Жиздринского уезда, Смоленской губернии Рославльского уезда, в состав коих входят деревни, фабрики и заводы, некогда мне принадлежавшие, для употреблений завещаемых мною сумм на распространение грамотности и просвещения среди жителей означенных волостей» [8, ф. 1291, оп. 71, д. 430 а, л. 4 – 5].

Наиболее примечательным в развитии Мальцовского промышленного района было издание своих денег, так называемых «записок С.И. Мальцова на получение разных припасов из заводских магазинов». Ввиду разных обстоятельств в конце 60-х – 70-е гг. XIX в. они приобрели роль своеобразных суррогатных денег и широко обращались на территории Мальцовского промышленного округа. Традиционно обращение и появление «записок» связывают с именем С.И. Мальцова, который с гордостью говорил: «Моя копейка рубль бережет».

Выпуск денежных суррогатов в Мальцовском промышленном районе завершил создание обособленной, достаточно автономной и оригинальной социальной инфраструктуры как составляющей единой экономической и социокультурной системы. Работники и население региона становились заложниками этой системы, в значительной степени объективно отграниченными от внешнего мира, окружающего регион.

Неоценимы заслуги С.И. Мальцова в развитии железнодорожных путей, так называемых мальцовских узкоколеек. Они имели значительное влияние на развитие социальной инфраструктуры региона. По ним, помимо перевозки грузов, имеющих производственное назначение, товаров первой необходимости для населения, впервые в масштабах региона осуществлялись постоянные пассажирские перевозки. Железные дороги являются одной из важнейших составляющих, характеризующих социальную инфраструктуру России в целом и Брянского региона в частности. Именно на Мальцовской железной дороге появился, возможно, впервые в России новый тип пассажирских поездов - рабочие поезда, предназначенные для доставки рабочих на заводы из отдалённых населённых пунктов. Также огромное значение железной дороги в том, что это были рабочие места не только для населения.

Позже, в период Великой Отечественной войны, на территории Мальцовского промышленного района длительное время велись боевые действия. Участок Дятьково - Бытошь оказался на территории «Партизанской республики». На этом участке дороги сохранялись пассажирские и грузовые перевозки. Были построены два бронепоезда, принимавшие участие в боях. В ходе исследования были найдены оперативные карты как советских войск, так и немецкой армии (рис. 3, 4).

Сегодня, когда активно ведутся разговоры об импортозамещении, очень актуальны рассуждения Мальцова о вреде ввоза чугуна и железа из-за границы.

По его мнению, ввоз иностранного чугуна и железа отрицательно скажется на развитии отечественной промышленности. В этом он видел политическую подоплеку поведения других стран, особенно Англии. Он писал: «Уничтожение горного производства в России выгодно для Англии, чем уничтожение всех других русских промыслов. Ибо с горным делом соединены и военные и морские средства государства, механические и другие от него зависящие устройства. Английским заводчикам, приведенным почти в крайность, не трудно из колоссального производства уделить несколько миллионов пудов железа ценою ниже его настоящей стоимости. А потому кто может определить, до какой цифры понизится их металл, отправленный в Россию, когда они будут иметь надежду подорвать неприязненный для них промысел и открыть себе постоянный сбыт?» [8, ф. 958, оп. 1, д. 739, л. 30.].

   

Рис. 3. Узкоколейная железная дорога на топографической карте, составленная в

июле 1941 г.

  

Рис. 4. Узкоколейная железная дорога на карте железных дорог, изданной в Германии в 1941 г. 

Необходимо отметить, что к середине XIX века выработка металлов в Англии так усилилась, что английские заводчики вынуждены были сбывать продукцию свою в убыток, рассчитывая со временем вознаградить свои потери. Производители чугуна и железа Англии во избежание промышленного бедствия договорились между собой на счет выработки цен и способов сбыта.

Это предубеждение об иностранном засилье импорта было еще в середине XIX века, но никто ни обратил на него внимание. А ведь это касается не только ввоза железа и чугуна, но и любого импорта. Ведь сегодня мы столкнулись перед тем, что промышленность наша находится в плачевном состоянии, стоит проблема нехватки многих товаров, так как из-за санкций их просто не завозят, а ведь это не только бытовые товары, а лекарства…

Эффективное функционирование национальной экономики зависит от уровня развития одного из его базовых элементов – социальной инфраструктуры. Преобразования в обществе без учета исторических традиций, отраженных в ментальности массового сознания и индивидуальном сознании человека, вобравших в себя социокультурный опыт прошлого, проблематичны.

 Список литературы

1. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. – Новосибирск: Норматика, 2014.

2. Исследование качества жизни в российских городах: отчет о научно-исследовательской работе / под рук. А.Н. Зубец. – М.: Финансовый институт при Правительстве Российской Федерации, 2014.

3. Послание Президента РФ Федеральному Собранию от 12.12.2013.

4. Захарова Л.И. С.И. Мальцов: социальная инициатива в промышленном регионе во второй половине xix века (Взгляд из современности): монография / Л.И. Захарова, Ю.Т. Трифанков, В.В. Дзюбан, Н.Г. Федькина. – Брянск: БГТУ, 2014.

5. Сергей Иванович Мальцов и Мальцовское промышленно-торговое товарищество. СПб., 1880.

6. Историческое описание церквей, приходов и монастырей Орловской епархии. Т. 1. Болховский-Кромской уезды. Орел: Типография Губернского правления, 1905.

7. Государственный архив Калужской области (ГАКО). Ф. 30.

8. Российский государственный исторический архив. Ф. 1291, 958.

9. Государственный архив Брянской области (ГАБО)ю Ф. 105.

10. Репин М.Е. Касли. Челябинск: Челябгиз, 1940.

11. Государственный архив Свердловской области (ГАСО). Ф. 47.

 

Doweb.pro

© 2011-2017 Изборский клуб. Все права защищены.

Пневматические краскопульты